Составление локальных нормативных актов

Локальные нормативные акты (ЛНА) – это инструкции, правила, положения и другие документы, которые могут быть как общеустановленными (в соответствии с требованиями законодательства), так и принятые на усмотрение работодателя. Эти документы вызывают много вопросов у владельцев бизнеса. В частности, эти вопросы касаются состава, формы и особенностей заполнения. Наши специалисты объяснят, что такое ЛНА, их виды, расскажут о требованиях законодательства относительно локальных нормативных актов.

Заказать звонок
Заполните поле
Заполните поле
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Разбираемся, что такое ЛНА

Локальные нормативные акты нужны любому работодателю и это аксиома. С помощью грамотно составленных ЛНА можно сэкономить на налогах, предотвратить утечку конфиденциальной информации, хищения и установить ту или иную ответственность сотрудника за определенный участок работы.

Эти документы, способны автоматизировать и унифицировать многие рабочие процессы в компании. Они носят подзаконный характер и используются для конкретизации норм Федерального законодательства. Уточняют особенности работы в определенной организации и на определенной должности.

Обратимся к ст. 5 ТК РФ, в которой говорится, о том, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются как трудовым законодательством, так и различными договорами, соглашениями и ЛНА организации. Работодатели (кроме физлиц, которые не являются ИП), принимают последние с учетом норм трудового права, в пределах своей компетенции и в установленном порядке. ЛНА не должны противоречить трудовому законодательству, иным актам, которые содержат нормы трудового права, коллективным договорам и соглашениям (в соответствии с ч.1 ст.8 ТК РФ).

Стоит отметить, что при этом, в Трудовом кодексе не содержится определения ЛНА, перечня документов, которые могут считаться локальными нормативными актами.

Поэтому некоторыми специалистами ЛНА определяются, как акты, которые принимаются работодателям и содержат правила поведения. Они рассчитаны на неоднократное применение и касаются неопределенного круга лиц. Однако такая формулировка является недостаточно полной, так как к основным документам, которые содержат правила поведения относятся, например, Правила внутреннего трудового распорядка и инструкции по охране труда.

Нужно понимать, что ЛНА работодателя не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами трудового права, ФЗ и т.д. К примеру, правила внутреннего трудового распорядка могут содержать в себе возможность увеличения дополнительного отпуска для определенных категорий сотрудников, но уменьшать длительность отпуска, делать его короче, установленного законодательством они не должны.

ЛНА доносятся до работника под подпись и в случае, если он не исполняет положений этого документа, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Стоит указать, что отметку об ознакомлении с нормами локального нормативного акта можно получить и в системе, которая использует компания в рамках электронного документооборота.

Изданием и утверждением ЛНА должны заниматься работодатели (юрлица и ИП). Конечно, на основании гл. 48.1 ТК РФ микропредприятия могут частично отказаться от утверждения ЛНА гл. 48.1 ТК РФ, но для улучшения взаимодействия с работниками и дополнительного подтверждения правоты своих действия в налоговых органах или судах, лучше не пренебрегать теми актами, которые входят в список обязательных.

Любой ЛНА обязателен для исполнения как работниками, так и работодателями. Заказать профессиональное составление локальных нормативных актов для вашей организации с учетом ее специфики вы можете на сайте ООО «ПАРТНЁРЫ». Наши специалисты подготовят необходимые документы, которые будут работать в рамках актуального действующего законодательства, помогут регулировать внутренние процессы в компании.

Какие проблемы могут возникнуть с ЛНА?

В связи с тем, что не просто разобраться, какие ЛНА являются обязательными для конкретной организации, усложняется работа с кадровой документацией. Можно говорить об ЛНА, обязательных для всех организаций (эти документы чаще всего просят предоставить надзорные органы при проведении проверок) и о дополнительных ЛНА, обязательных для конкретной организации в зависимости от ее специфики.

 

Но существует несколько способов, с помощью которых можно ознакомить сотрудника с требованиями законодательства. К примеру, ТК требует, чтобы человек ознакомился со своими трудовыми функциями при приеме на работу. Это можно выполнить по-разному: включить их описание в трудовой договор или создать должностную инструкцию.

При этом большое значение имеет и специфика деятельности организации, а также условия труда отдельных категорий сотрудников, например, при выполнении работы, требующей прохождения обязательного медосмотра, при работе с коммерческой тайной и т.д.

В связи с перечисленными проблемами работодателю становится крайне сложно определить, какие из документов являются обязательными, а какие – факультативными.

Как составляются локальные нормативные акты?

Хотя трудовое законодательство не содержит четких требований к порядку оформления актов, которые будут действовать локально, и в большей степени оно зависит от содержания документа. Составлять документ можно с учетом Приказа Росархива от 11.04.2018 № 44

  • Название организации в соответствии с учредительными документами;
  • Наименование документа и номер;
  • Дата, место его утверждения или сведения о документе, которым он был утвержден;
  • Виза согласования (если необходимо согласовывать документ с вышестоящими организациями);
  • Специальная отметка (при наличии приложений);
  • Визу утверждения руководителем;
  • Дата вступления в силу (в случае, если она отличается от даты подписания и если информации о вступлению в силу нет в тексте документа, утверждающего локальный акт).
Заказать звонок
Заполните поле
Заполните поле
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Как классифицируются ЛНА?

Несмотря на то, что к локальным нормативным актам устанавливаются общие требования, документы могут различаться по нескольким признакам. Среди основных требований, которые касаются ЛНА относятся:

/01 Этап

Единоличное принятие локального акта работодателем или с учетом мнения представительного органа сотрудников (в соответствии с ТК).

/02 Этап

Нормы локальных актов не должны ухудшать положение сотрудников в сравнении с нормами ТК, иных актов, которые содержат нормы трудового права (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

/03 Этап

Обязательное доведение информации, содержащейся в ЛНА до сведения всех работников, которых они касаются под роспись.

/04 Этап

Обязательное исполнение норм локальных актов для всех, к кому они относятся. При их неисполнении работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а работодатель – к административной.

 

Классифицировать локальные акты можно по разным критериям, например: на обязательные и необязательные (факультативные).

Что такое обязательные ЛНА?

Законодательство устанавливает требования к наличию обязательных ЛНА у работодателя. Среди основных обязательных документов для любых организаций и ИП выделяются:

 

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ).
  3. Должностные инструкции (Письмо Роструда РФ от 09.08.2007 № 3042-6-0) составляется, если трудовые функции не были указаны в трудовом договоре.
  4. Положение об оплате труда работников, положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).

 

В отношении штатного расписания и графиков отпусков есть две позиции. С одной стороны, ТК РФ не содержит положений, чтобы работодатель знакомил с ними работника (а это одно из основных требований, касающихся ЛНА), а с другой – их наличие обязательно в соответствии с нормами ФЗ. Более того в Письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 указано, что штатное расписание включено в группу локальных актов.

 

Заказать звонок
Заполните поле
Заполните поле
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Какие ЛНА относятся к необязательным?

Что же касается необязательных локальных актов, то к ним относятся, например, положения о персонале, о ДМС, должностные инструкции и т.д. Эти положения работодатель может разрабатывать под нужды компании для автоматизации и оптимизации рабочих процессов.

Дополнительно локальные правовые акты классифицируются по сфере действия (общие, специальные), способу принятия (единоличное принятие работодателем или с учетом мнения представительного органа работников). В случае, если документ должен быть принят с учетом мнения представительного органа в порядке, указанном в ст. 372 ТК РФ, но был принят единолично – нормы, указанные в нем, не подлежат применению.

Разработка и согласование локальных актов

Локальные акты должны оформляться в определенном порядке, который установлен внутренним приказом руководителя организации. При разработке локального акта могут быть задействованы различные специалисты, например, руководители профильных отделов, юристы и др. После того, как разработка закончена, прописаны все детали, документ необходимо согласовать со структурными подразделениями. Замечания, касающиеся норм, указанных в акте, специалисты могут направить в письменной форме.

Дополнительно ТК устанавливает правила, по которому локальные акты должны быть согласованы с профсоюзом или представительным органом работников (ст. 372 ТК). В течение 5 дней представительный орган может выдвигать предложения в письменной форме. Однако такие формирования – добровольные и в организации их может просто не быть, тогда руководитель организации утверждает локальные акты единолично.

Заказать составление локального нормативного акта

Чтобы не вникать в нормы и изменения в трудовом законодательстве, разработать всю систему необходимых организации локальных актов с учетом требуемых видов документов – обратитесь за помощью к специалистам ООО «ПАРТНЁРЫ». Мы станем надёжными помощниками в области кадрового учета. Изучим специфику вашего предприятия, чтобы подобрать необходимые виды документов и проконтролируем их законность и составление в соответствии с установленным порядком. Для получения первичной консультации – свяжитесь с менеджерами нашей компании по телефону, email или через мессенджеры. Наши услуги помогут повысить эффективность и конкурентоспособность вашей компании, сократить издержки и развиваться.  

Ответим на все ваши вопросы